628. ЖАН-ЛЮК ГОДАР, «МУЖСКОЕ ЖЕНСКОЕ», 1966

Фильм Жана-Люка Годара «Мужское Женское» принадлежит к тем жемчужинам его раннего творчества, которые смотреть совсем не скучно, а, напротив, очень даже интересно и познавательно. Это я к тому, что Годар очень и очень неровен. Вероятно, у него больше удач, чем неудач, но даже не все его удачи воспринимаются легко и с удовольствием. Помню, с каким трудом я продирался через его «Китаянку» (а ведь это удача!). Или вот еще — картина «Sympathy For The Devil». Вообще-то она бесценна. Там показано, как Rolling Stones работают в студии. Сейчас подобным зрелищем уже никого не удивишь, но, блин, Годар-то заснял процесс в 1968 году! И вот мы смотрим, как роллинги лепят аранжировку для своей великой песни, но в промежутках Годар показывает нам какую-то ахинею. Честное слово, «Sympathy For The Devil» я так и не досмотрел до конца. Когда я вижу что-то скучное от Антониони или Тарковского, то я просто погружаюсь в полотно, но в скучного Годара я погружаться, увы, не умею.

 

Но ладно. Картина «Мужское Женское» это не скучно. Это такое длинное эссе о молодых французах. Они там что-то себе базарят, протестуют против войны во Вьетнаме, парни и девушки сходятся — очень даже любопытная каша. На дворе 1966 год; это время я считаю революционным, потому что в Америке и в Англии тогда вышла куча новаторских пластинок — взять тех же Rolling Stones с «Aftermath» или же, если этот пример кажется вам неубедительным, — Битлз с поистине революционным альбомом «Revolver». А вот «Pet Sounds» я считаю откровенно неинтересной пластинкой и совершенно не понимаю, почему битлы так ей восхищались…

 

Да, я отвлекся от темы, но «Мужское Женское» располагает к необязательному трепу, а мне откровенно надоело вычленять проблематику, искать смыслы и вообще заниматься работой матерых кинокритиков — я не кинокритик, а просто трепач. Больше всего в фильме мне нравятся бесконечные посиделки героев в кафе. Я уже неоднократно говорил, что для французского кино кафе это своего рода талисман, без них не обходится ни один более-менее значительный французский фильм. Это ведь и определенный образ жизни, связанный с сибаритством, что мне очень и очень симпатично.

 

И вот я подумал: а у нас-то в Питере тоже полно кофеен, и тут же мне в голову пришла дерзкая мысль: аналог французских кафе в моем родном городе это вовсе не питерские кафе. Знаете, какой я нашел аналог? Это павильоны с шавермой, в которых заправляют южные люди. Южный человек дал нам шаверму и особый род эпикурейского времяпровождения. В кофейню я с таким удовольствием не пойду. Не далее как во вторник я был в Шаверме и в довесок к основному блюду хотел заказать чашку кофе. На витрине значились Американо, Капучино и прочие сорта. Но в наличии ничегошеньки не было. Была заныканная бутылка водки, которой торговали из-под полы. И тогда я взял самый беспонтовый чай — пластмассовый стаканчик, кипяток и пакетик. Но шаверма была очень вкусна. И вот я сидел и думал: это наше, это питерское, недаром в других городах шаверму называют шаурмой… То есть шаверма это что-то исконно петербургское. Не знаю, как вы, а я таким раскладам весьма рад. Я провел время не хуже, чем французские бездельники в своих уютных кафе (то заведение, которое я посетил, было очень неуютным и тесным). Так что будем смотреть Годара, жрать шаверму и наслаждаться нашей убегающей молодостью!

  1. ЖАН-ЛЮК ГОДАР, «МУЖСКОЕ ЖЕНСКОЕ», 1966

14.05.2017, воскресенье, 13:40

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *