2. НИКИТА МИХАЛКОВ, «НЕОКОНЧЕННАЯ ПЬЕСА ДЛЯ МЕХАНИЧЕСКОГО ПИАНИНО», 1976

НЕОКОНЧЕННАЯ ПЬЕСА ДЛЯ МЕХАНИЧЕСКОГО ПИАНИНО

 

Я очень люблю этот фильм Михалкова, как и все его ранние работы. Этот фильм чрезвычайно ловко сделан. «Ловко» здесь ключевое слово. Мы имеем набор персонажей, каждый из которых в процессе развития сюжета раскрывает свой характер. Рассказать такую историю не так-то просто. Персонажей много, как о них говорить на протяжении всего полутора часов? Но Михалков и Адабашьян написали отличный сценарий; к тому же видно, что Михалков вовсю импровизировал на съемочной площадке. А актеры подобрались отменные, что и дает нам в итоге полтора часа чистого наслаждения. Смешное и трагическое в фильме переплетены на удивление изящно. Никаким фарсом тут и не пахнет. Короче говоря, отменная костюмная драма, снятая по рассказам Чехова, от которого братья Михалковы (что старший, что младший) писают кипяточком. 1976 год — время расцвета Михалкова, именно тогда он почувствовал, что может буквально все. Кстати, в «Пианино» он сыграл вовсе не харизматичного мачо, каким мы привыкли его видеть, а не слишком уверенного в себе горохового шута, который, впрочем, весьма твердо врос ногами в землю. Авторы фильма слегка ностальгируют по тем временам, о которых рассказывают. Если Кончаловский в «Дяде Ване» (1970) показывает довольно грязненькую Россию, от которой хочется волком выть, то здесь Россия пузатая, сытая, при том что судьбы у всех героев изломанные. В фильме видится добрая насмешка над человеческой глупостью (олицетворение глупости — герой Богатырева) и тщетными поисками своего маленького мещанского счастья. Ну и столкновение философических идей, которыми тешат себя все эти бездельники. Легенда гласит, что на одну из ролей Михалков приглашал Людмилу Гурченко, которая от роли отказалась и ушла сниматься в музыкальный фильм «Мама». Роль сыграла Шуранова. Потом, когда все увидели, что «Пьеса для пианино» удалась на славу, Михалков принялся дразнить Гурченко — дескать, пока ты играла Козу, Шуранова тебя обошла. Не может у нас Михалков без шуток и прибауток. Зато в этот раз он обошелся без своего дурацкого пафоса — видно, молодой был еще. А оператор Лебешев, между прочим, действительно ловкий мастак. Да что и говорить — все здесь хороши, за что им и спасибо. А пока Михалков сотоварищи снимали этот маленький шедевр, другие мои любимцы — Sex Pistols и Ramones выпустили по отличному альбому. Начался панк-рок, о чем Михалков и не подозревал. Да и не хотел подозревать, он хотел просто показать людям, что не один Лукино Висконти горазд на костюмные драмы; что есть еще в России такой вот шикарный парень как Михалков. Вот ведь какой он хитрец.

НИКИТА МИХАЛКОВ, «НЕОКОНЧЕННАЯ ПЬЕСА ДЛЯ МЕХАНИЧЕСКОГО ПИАНИНО», 1976

01.08.2013, четверг, 19:14

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *