572. МАРКО ФЕРРЕРИ, «ЖЕНЩИНА-ОБЕЗЬЯНА», 1963

Вот вычитал, что финал картины «Женщина-обезьяна» Марко Феррери вынудили переснять. В европейском кино 60-х это было не таким уж редким делом, вспомним «Виридиану» (не помню, переснимал ли там Бунюэль или просто изменил сценарий). Впрочем, добропорядочные буржуа, над которыми так хотелось поиздеваться Феррери, наверняка остались недовольны и окончательным вариантом. Уж если Феррери желал кого позлить, то это у него получалось на ура. А тут история о бородатой женщине. Куда уж провокационнее? Провокация подается с самого начала, тонкая издевка заявлена в завязке сей едкой истории.

 

Потому что живет себе бородатая женщина и работает на кухне в женском монастыре. А куда ее еще девать в начале 60-х? Времена Кончиты Вурст еще ой как далеко, да и борода у нашей героини не такая ухоженная, как у упомянутой особы. Редкая бороденка клочками пробивается из щек, а кухарки утверждают, будто не только лицо, но и все тело несчастной покрыто такими вот порослями. В общем-то что ей светит? Прозябание за плитой в богоугодном заведении? Похоже, что да. «Вот так! — говорит Феррери. — Вот такое у нас мерзкое общество! Уродов за людей не держит». Диагноз обществу это и есть первая провокация, потому что общество не любит, когда его тычут носом в дерьмо. Общество не желает признавать свои огрехи.

 

Но находится шустрый дядька, авантюрист, который больше всего на свете не любит работать. Он-то и смекает, что на бородатой бабе можно как следует навариться. Вот и начинается каша: умыкание, эксплуатация, демонстрация женщины-обезьяны за звонкую монету. Да, ради денег авантюрист готов на многое. Монахини хотят отнять у него свою подопечную, и он не моргнув глазом женится на ней — вот и еще провокация. Ради денег можно и на бородатой женщине жениться, закон позволяет.

 

Можно и в постель с ней лечь, потому что теперь у женщины появляются какие-никакие запросы и она вправе требовать от мужа исполнения супружеского долга. Как далеко зайдет одиссея волосатой женушки? Достаточно далеко. Станет она и звездой подмостков, и нежной матерью, и еще бог весть кем. А ее муженек только и будет думать о том, чтобы заработать побольше. Хотя слово «заработать» тут не слишком уместно. Не годится для работы наш авантюрист. И уже новая провокация не заставляет себя долго ждать.

 

Ибо в финале (пусть и измененном) поймет шустрый человек нехитрую истину: лучше уродливая жена и сладкое безделье, чем красавица и тяжкий труд. Выходит, бородатые женщины призваны паразитировать на чувствах добропорядочных буржуа? А вы как думали? Такая уж хитрая история. Бородатые паразитируют, богатые вытряхивают кошельки, а вот красивые и свежие никому-то не нужны. Они сами со временем становятся такими же буржуа и получают тот же набор прав, из которых главное право это право на каторжный геморрой, чего весь фильм герои старались избежать. Вот ведь как поглумился над нами Марко Феррери.

  1. МАРКО ФЕРРЕРИ, «ЖЕНЩИНА-ОБЕЗЬЯНА», 1963

30.11.2016, среда, 03:04

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *