339. ЛУКИНО ВИСКОНТИ, «ТУМАННЫЕ ЗВЕЗДЫ БОЛЬШОЙ МЕДВЕДИЦЫ», 1965

туманные звезды

 

 

 

Ну наконец-то, спустя почти два года с того момента, как я начал вести Кинодневник, руки дошли у меня и до Висконти. Странно: за эти два года я смотрел его немного, а ведь очень люблю и ценю этого режиссера. Правда, была у меня отчаянная попытка посмотреть полный вариант картины «Людвиг», в которой пять, что ли, серий, но, увы, не хватило терпения. А вчера я сидел и думал: что бы эдакое поглядеть? Включил даже «Репортера» Антониони, но что-то отвлекло. А потом включил «Туманные звезды Большой Медведицы» и понял, что на сей раз обязательно досмотрю до конца.

 

Лукино Висконти одинаково хорош и в костюмных фильмах, и в историях из 40-х — 70-х годов. Висконти эстет до кончиков ногтей. Его герои всегда красивы и желанны. Но им самим от этого не легче. В рецензируемой картине блистает одна из самых красивых женщин мирового кинематографаКлаудия Кардинале. Она играет молодую жену предприимчивого американца по имени Сандра. Она сказочно красива и отнюдь не бедна. Но в душе у нее ад, который будет сопровождать ее всегда, и зачатки этого ада уходят корнями в ее несчастное детство, о котором персонажи разговаривают на всем протяжении фильма. Сандра и ее брат Джанни рано остались без отца. Он умер страшной смертью — сгинул в Освенциме. С той минуты ни Сандра, ни Джанни уже никогда не были счастливы. Они замкнулись и сделались колючими. А впереди было много разочарований и минут призрачного покоя. Но покой это тоже не про них. Сандра не забыла ничего из того, что ей довелось пережить в детские и юношеские годы. Позже она встретила своего американца и постаралась забыться на его плече. Но американец не был тем человеком, который мог дать ей любовь и забвение. И вот по прошествии времени Сандра снова встретила своих скелетов в родовом поместье, куда приехала, сама не зная, зачем.

 

Это и есть одна грань истории, рассказанной Висконти. Потому что присутствуют и другие грани — чувства Джанни, чувства американца и прочих персонажей. В первых кадрах фильма мы видим шикарную вечеринку, которую устроили Сандра и ее муж. Множество красивых людей сидят в просторной комнате, пьют напитки и ведут светские беседы. Здесь есть все, что нужно для хорошего вечера, кроме одного — чувства беспечности. Сандре это чувство просто не знакомо. Ее глупый муж беспечен до поры. А впереди роковая поездка в родовое поместье. И многое откроется беспечному американцу, но хуже всех придется несчастным Сандре и Джанни.

 

Фильм хорош и тем, что зритель открывает тайны злополучной семьи не сразу, но постепенно. Вначале мы смотрим, к примеру, на Джанни и думаем: вот ведь придурок! Потом мы осуждаем Сандру. Но проходит время, и мы начинаем им сопереживать. Висконти никогда не рассказывал простых историй. Он любит запутывать зрителя в свои драмы и трагедии как в паутину. Напряжение нарастает, а зритель и не понимает, отчего все вдруг стало так невесело, ведь еще двадцать минут назад он смотрел всего лишь на красивую жизнь красивых людей. И в этом поступательном движении боли отчасти и заключается мастерство великого Лукино Висконти.

  1. ЛУКИНО ВИСКОНТИ, «ТУМАННЫЕ ЗВЕЗДЫ БОЛЬШОЙ МЕДВЕДИЦЫ», 1965

17.07.2015, пятница, 00:37

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *