400. ЛУИС БУНЮЭЛЬ, «МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ», 1969

млечный путьИтак, у меня юбилейная, четырехсотая рецензия. И посвятить я ее хочу одному из любимейших режиссеров. Луис Бунюэль; говорить будем о фильме «Млечный путь». И я сразу же приступаю. Сюжет? Двое бродяг идут из Франции в испанский город Сантьяго-де-Компостела. Именно идут — пешком, без поблажек. По пути они видят много странного и встречают разных фриков. Есть сюжетные ответвления, в которых бродяги не присутствуют. Но так или иначе — все сцены фильма связаны с всевозможными ересями, начиная с раннего средневековья и до упора. Собственно, предложенные Бунюэлем сцены эти ереси и иллюстрируют. Бродяги попадают во временную дыру, хотя сами этого не замечают. И сквозь толщу времен мы наблюдаем вереницу еретиков. Они все время спорят на богословские темы. Христос — Бог или человек? Что движет нашими поступками — Божий промысел или наша воля? Какова природа чуда? Всё в таком духе.

 

Здесь не только еретики. Есть и атеисты и среди них главный атеист — маркиз де Сад (его играет Мишель Пикколи). Встречают наши бродяги и Христа, который здесь ни о чем не печалится, а весело пьет с учениками, превращая воду в вино. Вообще я думаю, что снять т а к о й фильм Бунюэль хотел с тех пор, как сам вступил в конфронтацию с религией. Ему нужно было напрямую, без намеков высказать свою точку зрения. Намеки остались в фильме «Виридиана». Но время изменилось; к тому же Бунюэль приехал во Францию, где никто его по рукам не бил. Вот он и снял, может, не самый свой удачный, но довольно провокационный фильм.

 

И вот что он сказал по поводу отснятого материала: «С моей точки зрения, «Млечный путь” ни за, ни против религии. (Тут я старому ворчуну не верю; очевидно, что против. — В.Г.) Помимо показа подлинных доктринерских споров, он представлялся мне прогулкой в область фанатизма, когда каждый всеми силами цепляется за свою частицу истины, готовый убить или умереть за нее. Мне казалось, что путь, который проходят герои, может относиться ко всякой политической и даже художественной идеологии».

 

И еще, думается мне, что Бунюэль решил продемонстрировать, будто религия в своей основе сюрреалистична. Ибо слишком уж потешно выглядят его еретики и в чересчур нелепые ситуации они попадают. Бунюэль словно говорит нам: Вопросы-то ничтожные; чего тут копья ломать? Вы все равно ничего не поймете, и Бога вы не поймете в том числе, ибо нет в делах Его рационального зерна.

 

С этим можно не соглашаться (и с моей трактовкой идей режиссера тоже), но сейчас, пересматривая фильм, я увидел именно это.

 

И напоследок еще цитата из Бунюэля. «Мы начали с долгих изысканий, со “Словаря ересейаббата Плюке, а осенью 1967 года написали первый вариант сценария. Это происходило в райском уголке — Касорле, в Испании, в провинции Хаен. Мы были одни с Каррьером в горах Андалусии. Дорога упиралась в гостиницу. Несколько охотников уходили утром и возвращались за полночь, принося иногда теплую тушу горного барана. Весь день мы только и разговаривали что о Святой Троице, о двойственности Христа, о чудесах Девы Марии. Зильберман одобрил наш замысел, что показалось нам удивительным, и мы закончили сценарий в Сан Хосе Пуруа в феврале-марте 1968 года». Сказано, по-моему, очень красиво.

  1. ЛУИС БУНЮЭЛЬ, «МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ», 1969

24.11.2015, вторник, 22:12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *