128. ЛАРИСА ШЕПИТЬКО, «ВОСХОЖДЕНИЕ», 1976

ЛАРИСА ШЕПИТЬКО, «ВОСХОЖДЕНИЕ», 1976Один из самых пронзительных и страшных шедевров советского кино. Виртуозно снятая картина о войне с немцами. Картина, наполненная самыми разными символами и библейскими аллюзиями. С библейских аллюзий, пожалуй, и стоит начать разговор. Так или иначе, но при просмотре невозможно отделаться от мысли о Дьяволе. Дьявол здесь не персонифицирован, однако большинство героев по ходу сюжета сталкиваются с искушением. Искушение в данном случае это отнюдь не материальные блага. Героям предлагают сохранить жизнь или заработать легкую смерть, а это довольно хреновая перспектива. Вывод тоже вроде очевиден: попытка перехитрить Дьявола неминуемо обречена на провал. Такую попытку предпринимает партизан Рыбак в исполнении Владимира Гостюхина. Этого человека, который, помимо прочего, в разыгрываемой вакханалии становится Иудой (тогда как Сотников становится Христом), по большому счету упрекнуть не в чем. Он не знает о том, что условия будет диктовать Дьявол; он лелеет надежду, что, быть может, сам станет хозяином положения.

 

В итоге он проигрывает, да проигрывает так, что тут впору позавидовать судьбам тех, кто не пошел на сделку с Дьяволом и принял мученическую смерть. Впрочем, все идет к тому, что Рыбаку придется смириться с положением дел. Злодейство всегда начинается с малого.

 

Однако оставим Рыбака в покое. Другой интереснейший персонаж — следователь Портнов (Анатолий Солоницын), возможно, в прошлом тоже пытался дергать Дьявола за усы. Мы можем это предположить, взглянув на его биографию. Теперь же он достиг компромисса с собственной совестью (если таковая у него вообще имелась) и обнаружил в себе неплохие таланты к истреблению невинных душ. Его характер более загадочен, чем характер Рыбака, поскольку не исключено, что до войны он был порядочным человеком. Тут хорошо работает теория о том, что познать тот или иной характер можно лишь в экстремальной ситуации. Не вызывает сомнений лишь то, что теперь Рыбак, ломая свои представления о долге, пойдет дорогой Портнова, и это самое страшное, что может произойти. Что касается Сотникова, то он абсолютно свят, и его святость явление сколь редкое (даже редчайшее), столь и замечательное. Сотников борется не с режимом, он борется с вселенским злом, то есть с Дьяволом.

 

Впервые я прочел великую повесть Быкова, когда учился в школе. Вопрос касательно «Сотникова» попался мне на зачете. Я больше говорил о Рыбаке, что не очень понравилось моей учительнице. Мне казалось, что повесть написана о том, как обстоятельства делают из человека предателя помимо его воли. Теперь я вижу, что это не совсем так. Рыбак становится вовсе не предателем, а слугой Дьявола. И это совершенно беспросветный путь. Как беспросветна и картина Ларисы Шепитько, в которой лишь образ Сотникова, взявшего на себя грехи Рыбака, дарит хоть какую-то надежду.

 

  1. ЛАРИСА ШЕПИТЬКО, «ВОСХОЖДЕНИЕ», 1976

29.04.2014, вторник, 22:26

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *