10. ЕЖИ КАВАЛЕРОВИЧ, «ФАРАОН», 1966

ЕЖИ КАВАЛЕРОВИЧ, «ФАРАОН», 1966«Фараон» — идеальный фильм для тех, кто любит скучное кино часика эдак на три, в котором полуголые лысые люди всю дорогу обсуждают какую-то поеботину. А я как раз такой парень. Я люблю такие фильмы, я в них погружаюсь, и меня от них клещами не оттащишь. Впрочем, шутки в сторону. Снятый по одноименному роману польского классика Болеслава Пруса «Фараон» (роман написан в 1895 году) хорошо знаком старшему поколению. Молодежь на этот фильм вряд ли потянется, и совершенно зря. По мне, лучше уж смотреть «Фараона», чем «Хоббита». (Увы, подобное ханжество мне присуще.) Перед нами история вымышленного фараона Рамзеса XIII, против которого плетут заговор нехорошие жрецы. И хотя фараон на деле ничем не лучше жрецов и в общем-то мазан с ними одним миром, симпатии авторов кино всецело на стороне энергичного Рамзеса, который показан как прогрессивный правитель. О каком прогрессе речь могла идти в Древнем Египте я, хоть убейте, не знаю. К сожалению, роман Пруса я не читал, но нетрудно догадаться (не без помощи Википедии), что он писал свой роман на злобу дня. Надо полагать, роман и сейчас злободневен, как и фильм. Политики всегда горазды на интриги. В постовестском пространстве подобных интриг, что вшей у хиппи. Интересно другое. Древний Египет, как мне кажется, довольно трудно сравнивать с Польшей века XIX или XX. Там в Древнем Египте жили люди с совсем другими установками и мотивациями. То, что мы сегодня порицаем, там было в порядке вещей — например, инцест, от которого они, скорее всего, и вымерли. Коротко говоря, в их морали, мировоззрении и прочем нам, простым смертным, разобраться будет трудно, покуда кто-нибудь не изобретет машину времени. Что же нам остается? Читать Пруса и смотреть Кавалеровича, наслаждаясь слогом и эстетикой, что само по себе очень даже неплохо. Не удержусь и упомяну в этом контексте книжку о Древнем Египте, которая произвела на меня огромное впечатление и с которой я теперь подсознательно сравниваю все романы о древности, которые, хоть и редко, но читаю. Это «Иосиф и его братья» великого и ужасного Томаса Манна. У меня есть все основания думать, что Манн вкурил атмосферу древней цивилизации не хуже Пруса. И потом у него есть несомненный козырь — его юмор. Надо сказать, что Манн тоже писал о Египте периода ломки, а именно о временах Эхнатона, который поставил весь свой Египет на уши. Но Манн нисколько не обостряет проблемы политического толка и, вероятнее всего, потому, что преследует совсем иные задачи. Как бы там ни было, роман Манна мне кажется убедительнее только что посмотренного фильма, и давайте поставим на этом точку, потому что читатель-молодец и сам уже видит, что я малость запутался и начинаю, подобно Ноздреву, лить пули.)))

10. ЕЖИ КАВАЛЕРОВИЧ, «ФАРАОН», 1966

12.08.2013, понедельник, 19:32

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *