71. ЭЛЬДАР РЯЗАНОВ, «ВОКЗАЛ ДЛЯ ДВОИХ», 1982

 ЭЛЬДАР РЯЗАНОВ, «ВОКЗАЛ ДЛЯ ДВОИХ», 1982Добросовестный режиссер Эльдар Рязанов фигура в кино неоднозначная. Уж не знаю, насколько его отслеживали руководящие товарищи во времена коммунистические, но он им завсегда умудрялся ненавязчиво подсунуть фигу в кармане. Неизвестно, числился ли он в списке благонадежных, или наоборот, но ему позволяли многое. Вернее, не многое, а лишь то, что он сообразно со своим дарованием выдумывал на потеху публике. В 82-м он выдумал хорошую историю о любви и надежде.

 

Не только герой Басилашвили грезит тем часом, когда он сможет выйти на свободу, но и героиня Гурченко мечтает в корне поменять неинтересную жизнь официантки. По сути дела, все вокзальные персонажи, с которыми сталкивается Рябинин, уже вытянули свой невеселый жребий. Наглый проводник обречен до скончания веков спекулировать дынями, а лабух Шурик так всю жизнь и будет петь бодрую песню о том, что не надо бояться «все переменить». И только пианисту Рябинину выпадает карта, притом несчастливая, которая в корне все меняет.

 

После этого зрителю остается только гадать, что было бы для Рябинина лучше — прожить свой век с нелюбимой женой или соединиться после тюрьмы с прекрасной официанткой. Впрочем, то, что произойдет после тюрьмы, зрителю не показывают. Не знаю, есть ли нужда говорить о том, что вокзал в рецензируемой картине это своеобразный микромир, отображающий нашу действительность.

 

Я уже писал (и теперь напишу еще раз), что подлинные произведения искусства показывают жизнь во всей полноте. Остается только разобраться, можем ли мы считать «Вокзал для двоих» подлинным произведением искусства. Если судить по выслуге лет, то, несомненно, да. С другой линейкой подходить к фильму вряд ли стоит. Хорошее советское кино давно для многих стало своеобразным знаком качества, а от Рязанова в те времена ничего, кроме хорошего кино, и не ждали. Ему же оставалось лишь включить фантазию и позвать на съемки классных актеров.

 

Работать с Рязановым, думаю, было непросто, но интересно. Сегодня эти фильмы смотрятся как калейдоскоп из ненадоевших шуток и узнаваемых лиц. Теперь, собственно, никому ничего не надо доказывать. Значит не зря в свое время Басилашвили из кожи вон лез, чтобы очередной раз блеснуть своим мастерством. Талант не пропьешь. Впрочем, последняя фраза никакой особой смысловой нагрузки не несет, а посему здесь вполне можно поставить точку.

 

  1. ЭЛЬДАР РЯЗАНОВ, «ВОКЗАЛ ДЛЯ ДВОИХ», 1982

29.11.2013, пятница, 18:40

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *