166. ДУШАН МАКАВЕЕВ, «СЛАДКИЙ ФИЛЬМ», 1974

835712Как прекрасно жить на земле. Как хорошо ничего не иметь, ходить нагишом и сходить с ума. Эти жизнеутверждающие постулаты взяты мной из отличнейшей хипповской песни, звучащей в рецензируемой картине. «Сладкий фильм» это картина о мировоззрениях, и процитированные слова весьма приободрили вашего покорного слугу при просмотре. Я живу на даче, занимаюсь всевозможным творчеством и почти не грущу. Я читаю книги, пью лимонад и курю сигареты. Перед выходными мне позвонила Бельчонок и сказала, что приедет в гости. Она приехала, мы выпили и посмотрели «Сладкий фильм». Я знаю, что подобные картины — зрелище не для слабонервных. Но я знаю и то, что Бельчонок не ханжа (она, прежде всего, Королева!) и умеет видеть скрытые от прочих вещи. Вот мы и посмотрели.

 

История Душана Макавеева вызывающе непристойна и крайне провокационна. Он снял фильм-памфлет. Он вычленил три способа существования — капитализм, коммунизм и свободный полет никем не понятого художника. Вполне логично, что капиталисты и коммунисты смотрятся здесь очень нехорошо. Но не лучше выглядят и художники. Это акционисты под предводительством небезызвестного Отто Мюля. Если обозначить принципы их творчества в общих чертах, то они блюют и срут. Но я им не судья, ибо судить вообще не в моих правилах. Как хорошо не иметь ничего, ходить нагишом и съезжать с катушек. Когда меркнут земные радости, найди успокоение в нищете. Так и идут по жизни свободные художники, то и дело натыкаясь на капиталистов или коммунистов. И тогда художников бьют. Бьют разными способами — от холодного презрения и до креста с гвоздями.

 

А вообще Макавеев совсем другое хотел сказать. Мне кажется, он хотел посмеяться над чопорными господами, которые и сегодня плодятся под Солнцем подобно сморщенным грибам. Простым и неприхотливым юмором чопорного господина не возьмешь. Значит, нужно показать ему нечто непристойное. А теперь скажите мне, что на Земле есть более непристойное, чем правда? Только правда способна возмутить чопорного господина. Давайте же смотреть на эту правду и приходить в ужас то ли от собственного бессилия, то ли от вопиющей наглости иных художников. Остаться чистенькими у нас в любом случае не получится.

  1. ДУШАН МАКАВЕЕВ, «СЛАДКИЙ ФИЛЬМ», 1974

14.07.2014, понедельник, 23:50

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *