109. ДОНАТЕЛЛА БАЛЬИВО, «АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ СНИМАЕТ “НОСТАЛЬГИЮ”», 198

ДОНАТЕЛЛА БАЛЬИВО, «АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ СНИМАЕТ “НОСТАЛЬГИЮ”», 1983Документальная картина о съемках «Ностальгии». Обожаю подобные вещи. Люблю, когда документалисты фиксируют процесс кинопроизводства. «Ностальгия», вероятно, самый скучный фильм Тарковского (если, конечно, кто-то не считает таковым «Жертвоприношение»). А я вот люблю длинные скучные фильмы. Тут ведь что? Нужно просто погрузиться. Погрузиться и внимать. Саму «Ностальгию» я смотрел один-единственный раз года два назад. Теперь вот думаю посмотреть снова. Нет, я, безусловно, согласен с тем, что Тарковский специально снимал так, чтобы зрителю было непросто. Помните, как Джойс говорил об «Улиссе»? «Мне было трудно эту книгу писать, пусть вам будет трудно ее читать». Так и с Тарковским. Он не хочет, чтобы зритель расслаблялся. Но и сам, между прочим, не расслабляется. По фильму Донателлы Бальиво это очень хорошо видно.

 

Фильм выдержан в тех же мрачных тонах, что и сама «Ностальгия». Мы наблюдаем хмурых итальянцев (которые обычно так веселы и жизнерадостны) за тяжкой работой. Все напряжены до предела. Шедевр рождается в муках. Тарковский ни на кого не сердится (возможно, его гнев просто не вошел в кадр), но и не улыбается. Ни о какой праздничной Италии не идет и речи. Хмурые мужики хмуро делают свое дело. Один только Тонино Гуэрра эдаким живчиком пытается разрядить атмосферу. Но его можно понять — на момент начала съемок он уже закончил работу над сценарием и теперь вовсю веселится. Чего нельзя сказать о других. Вдобавок ко всему Тарковский общается с группой через переводчика, то и дело вставляя пару-тройку фраз по-итальянски.

 

Что касается актеров, то огонек в глазах блестит лишь у Янковского, который безумно рад тому, что снимается в таком классном фильме. Эрланд Юзефсон по-скандинавски флегматичен. За его плечами годы работы с Бергманом. Порывистая Домициана Джордано, которая только год назад дебютировала в фривольной комедии Моничелли «Мои друзья 2», сыграв там весьма похабный эпизод, старается вовсю. Ей необходимо доказать, что она чего-то стоит. Почему-то не показывают Милену Вукотич, которая, кстати, тоже год назад играла в той же картине Моничелли. Но Вукотич и до этого приходилось общаться с великими режиссерами, поэтому можно предположить, что она нервничает не так, как Джордано.

 

А кругом стоят неуютные строения и льет вода из шлангов. Тарковский любил снимать воду. И все мужики из съемочной группы, стоя по яйца в этой воде, внимают каждому слову гениального и неприветливого русского человека. И не напрасно так волнуется красивая Домициана Джордано. Результат обещает быть волшебным. Так и случилось. И сегодня в этом можно легко убедиться всякому, кто не побоится погружения в непростой фильм Тарковского «Ностальгия».

 

  1. ДОНАТЕЛЛА БАЛЬИВО, «АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ СНИМАЕТ “НОСТАЛЬГИЮ”», 1983

21.03.2014, пяток, 08:52

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *