52. ФЕДЕРИКО ФЕЛЛИНИ, «И КОРАБЛЬ ПЛЫВЕТ», 1983

ОбразФЕДЕРИКО ФЕЛЛИНИ, «И КОРАБЛЬ ПЛЫВЕТ», 1983 корабля издревле воспет поэтами всех мастей. Образ аллегоричен. Корабль как древнейший символ, впитанный самыми разными культурами, не может не навевать мысли о Вечном. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины…» Всё так, и о притчевом языке этой картины Феллини сказано уж немало. Притча начинается с декораций — в фильме нет натуры. Море из полиэтиленовых пакетов, каюты, снятые в павильонах… Сама идея картины диктовала Маэстро, что его творение должно быть максимально условным — так же как условен вид искусства, воспетый им здесь, — опера.

 

Но притчи бывают разными. Не всегда можно обойтись доступными для зрителя схемами. Множество подводных камней и течений в языке фильма обескураживают. Герои вовсе не схематичны. Не схематичен даже носорог, о котором так и тянет сказать, что это очередная метафора. Действие разворачивается на стыке эпох — вот-вот начнется Первая мировая, и мир не останется прежним. Женщины станут прекраснее, мужчины растеряют свой блеск. Женщины этой картины асексуальны; они представляют канувшую в Лету пору стыдливости и скромности. Мужчины, напротив, орлы. Даже женоподобный эрцгерцог блистает мужеством и непомерным чувством собственного достоинства.

 

Персонажей здесь много, и за каждым угадывается своя история. Вот, например, два старичка, педагоги по вокалу. Кажется, они переросли не только грядущие потрясения, но и то время, когда о потрясениях никто и не думал. Возможно, они помнят Наполеона или еще кого-то из ряда великих мертвецов, так что для них грядущие потрясения просто нуль. Очень любопытно наблюдать за взаимоотношениями всей этой затейливой вереницы. Певцы друг друга недолюбливают, как и положено людям искусства. Но перед лицом Вечности становятся в один ряд.

 

Эти оперные актеры могут себе позволить быть великодушными — на корабле они ощущают себя небожителями. Что им команда? Что им офицеры? Это всё непосвященные люди, они не знают Тайны искусства. Исполняя для них арии, можно вволю тешить свое тщеславие, а тщеславия оперным мужам и дивам не занимать. Персоны упиваются своей важностью и значимостью. Проявления столь мелких чувств трудно увязать с Трагедией, которая разыгрывается в предлагаемых декорациях. Но низкое и высокое всегда идут рука об руку. Так и в фильме: что важнее? — великое искусство оперы или восхищенный взгляд бравого морячка? Одно от другого отделить невозможно. Здесь все важно — и искреннее желание помочь грустному носорогу, и злобная ревность по отношению к собрату по цеху.

 

Все чувства преподнесены так, что ничего убавить нельзя, и в этом калейдоскопе и угадывается вся человеческая жизнь, многообразная и самоценная. И даже гибель экипажа не уравнивает тех, кто еще мгновение назад отстаивали себе место под солнцем, мерялись носами и упражнялись в лицемерии. Вот почему стоит лишний раз отметить, что подлинное искусство всегда демонстрирует универсальный мир, мир такой, какой невозможно представить отдельно взятому индивиду. Феллини преуспел в этом мастерстве, его мир универсален, и в нем нет ни капельки лжи.

 

52. ФЕДЕРИКО ФЕЛЛИНИ, «И КОРАБЛЬ ПЛЫВЕТ», 1983

20.10.2013, воскресенье, 22:41

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *