4. ПЬЕР ПАОЛО ПАЗОЛИНИ, «АККАТТОНЕ», 1961

 ПЬЕР ПАОЛО ПАЗОЛИНИ, «АККАТТОНЕ»Дебют моего любимого режиссера, в котором он с ходу берет быка за рога. В главной роли любовник Пазолини Франко Читти, который наряду с Нинетто Даволи (он появится в фильмах маэстро через несколько лет) стал для режиссера своеобразным талисманом. Читти сыграет у Пазолини много вкусных ролей, в том числе и царя Эдипа. Ну а пока что он предстает перед нами в образе молодого нищего бездельника, который скорее удавится, чем будет работать. Подобные парни с окраин, так называемые «рагацци», привлекали Пазолини и как достойный внимания художественный образ, и как объекты для его эротических фантазий. Эти парни отличались воинственным нравом и патологической ленью. Им совершенно ничего не хотелось делать, поэтому многие занимались сутенерством. Тем же занимается и Аккаттоне. Он день-деньской сидит за столиком уличного кафе и считает ворон вместе с компанией других безработных парней. А его женщина по ночам выходит на дорогу и ждет клиентов. Так и проходят дни Аккаттоне. И все было бы ничего, но надо помнить о том, что Пазолини певец трагического. Аккаттоне претит такая жизнь, ему очень неуютно в шкуре изгоя-сутенера. Это, впрочем, неудивительно. Жизнь действительно не сахар — кому охота влачить полунищенское существование? Уже в следующем своем фильме «Мама Рома» Пазолини покажет трагедию женщины, которая захочет оградить своего сына от такой праздно-несчастной жизни. Но и в «Аккаттоне» герой стремится вырваться из замкнутого порочного круга. В какой-то момент он даже находит себе работу. Однако как волка не корми, а он все в лес смотрит, поэтому трагическая развязка неминуема. Надо заметить, что Пазолини часто снимал в своих фильмах непрофессиональных актеров. Это придавало его картинам определенный эффект, о котором много написано в книгах по теории кино. Типажи он подбирал отлично. Вот и в этом фильме мы наблюдаем целый ряд жизнерадостных, но подернутых печалью лиц итальянских люмпенов. Пазолини всегда тянуло к люмпенам. В этой среде он черпал свое вдохновение и находил сексуальных партнеров. Но в каждом новом фильме он показывал люмпенов по-разному. Даже в своей Трилогии Жизни он уделил им слишком много внимания, пытаясь доказать, что и в средневековой Италии, и в средневековой Англии эти неприкаянные души и были тем, что называется Соль Земли. А финал «Аккаттоне», между прочим, очень похож на финал годаровского «На последнем дыхании». Только полюса у обеих картин абсолютно разные. У каждого, как говорится, своя свадьба. Годар смотрел на те же проблемы совсем по-другому, как и положено крупному художнику.

 

  1. ПЬЕР ПАОЛО ПАЗОЛИНИ, «АККАТТОНЕ», 1961

02.08.2013, пятница, 18:08

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *