38. РАЙНЕР ВЕРНЕР ФАССБИНДЕР, «ГОРЬКИЕ СЛЕЗЫ ПЕТРЫ ФОН КАНТ», 1972

РАЙНЕР ВЕРНЕР ФАССБИНДЕР, «ГОРЬКИЕ СЛЕЗЫ ПЕТРЫ ФОН КАНТ», 1972К 1972 году Фассбиндер был уже матерым художником, хотя первый его полнометражный фильм вышел всего за три года до этого. Поскольку Фассбиндеру всегда не давали покоя лавры итальянских и французских современников, он стремился их во что бы то ни стало переплюнуть. И у него получалось. Умея оставаться самобытным, Фассбиндер делал картины не хуже Годара, отчаянно полемизируя со всеми теми режиссерами, которые казались ему достойными полемики. Все герои картины «Горькие слезы Петры фон Кант» женщины, что, быть может, было к тому времени и не в диковинку, но все же сильно интриговало (если, конечно, не отпугивало). Уже в самом названии фильма чувствуется претензия. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что речь здесь идет о расплате. А сюжет несложен. Петра фон Кант — на первый взгляд черствая и самоуверенная self-made woman — безответно влюбляется в молоденькую модель. Вскоре та ее бросает, и приходит время расплаты. У Петры есть служанка, которая выполняет любую ее прихоть. Судя по всему, она любит свою хозяйку, как преданная собака. Примечательно, что служанка не произносит за весь фильм ни единого слова, а изображает нечто вроде тени главной героини. Столь незамысловатая история сыграна и поставлена с большой долей мастерства, можно даже сказать, виртуозно. Драматургия здесь самого высокого уровня, и каждый женский персонаж сыгран на пять баллов. Особенно это касается Маргит Карстенсен, играющую Петру, и Ирм Херманн, играющую служанку. Любимая актриса Фассбиндера Ханна Шигула в роли модели слегка менее интересна, но это, скорее, из-за того, что ее роль выписана не слишком глубоко. Как это всегда бывает у Фассбиндера, эмоции бьют через край. Прекрасна сцена, в которой героиня тщетно ждет телефонного звонка от своей любимой. Телефон то и дело звонит, но на проводе сидят совершенно ненужные в эту отчаянную минуту люди. В такой ситуации наверняка оказывался каждый из нас. Помните, как пел Цой? «И ты готов отдать всё за этот звонок». Порой так хочется, чтобы любимый человек позвонил первым, и ты мечешься как слон в клетке. Но это лирика. Добавим также, что в начале 70-х Фассбиндер снимал нарочито аляповатые картины, более похожие на телеспектакли. Но и это было ничуть не хуже, чем его поздние вылощенные шедевры. Я очень люблю Фассбиндера. Он для меня человек-загадка. Я понимаю, что он всю сознательную жизнь просидел на наркотиках, но даже это не оправдывает его неумеренную работоспособность. Было время, когда я смотрел очень много Фассбиндера. Я скачивал и скачивал его фильмы, и каждый был для меня сюрпризом. Я искренне полюбил Ханну Шигулу и, узнав, что она снималась в сокуровском «Фаусте», решил посмотреть его только из-за этого. Правда, не досмотрел до конца. Может, потому что еще не дорос до Сокурова, а скорее всего, из-за того, что он и его понты мне глубоко несимпатичны. Другое дело Фассбиндер. Я еще не успел написать о моих любимых фильмах этого автора, но обещаю, что когда дело дойдет до «Предостережения святой блудницы» и «Китайской рулетки», возьму более бодрый тон.

 

38. РАЙНЕР ВЕРНЕР ФАССБИНДЕР, «ГОРЬКИЕ СЛЕЗЫ ПЕТРЫ ФОН КАНТ», 1972

26.09.2013, четверг, 12:47

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *