33. СТЭНЛИ КУБРИК, «ЦЕЛЬНОМЕТАЛЛИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА», 1987

СТЭНЛИ КУБРИК, «ЦЕЛЬНОМЕТАЛЛИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА»,После «Спартака» (1960) Кубрик начал снимать фильмы крайне редко. Редко, но метко. Все его картины, начиная с «Одиссеи» и заканчивая «Глазами», вне всякого сомнения, настоящие шедевры. Возможно, предыдущие ленты тоже великолепны, но я их пока не видел, а как увижу — тут же сообщу. Что касается «Оболочки», то зрителя, привыкшего к тому, что у Кубрика любая сцена снята с дотошностью вредного лектора, здесь более всего увлекают первые сорок пять минут фильма. Те самые сорок пять минут, на протяжении которых добросовестный сержант в учебке муштрует новобранцев, после чего погибает от пули одного из тех, кто его муштры не выдержал и самым натуральным образом свихнулся. Я убежден, что эти сорок пять минут и составляют кульминацию «Цельнометаллической оболочки». То есть картина начинается не с завязки, а с кульминации. Всякий раз, когда я смотрю на эту муштру, я думаю о том, что сержант делает из салаг настоящих мужчин. О том, что после того, как пора учений кончится, они почувствуют себя нереально крутыми парнями. Они станут мужиками. Но вот начинается Вьетнам. И тут-то я начинаю понимать, что жестоко ошибался. Вовсе не настоящих мужчин воспитывал сержант. Он воспитывал роботов. Безжалостных убийц. Он учил их убивать всё, что движется. Он учил их истреблению целого народа. Таким образом первые сорок пять минут вводят зрителя в заблуждение. Вьетнам это бойня, а вовсе не шанс проявить свои мужские качества. Заключительная сцена меня всегда настораживала. Группа бойцов, ранив девушку-снайпера, думает, что с ней делать. Вы помните, как поступили с такими снайперами герои фильма Невзорова «Чистилище»? Американцы почему-то не так жестоки, хотя по логике вещей должны быть просто зверьми. Девушка только что пристрелила троих бойцов. Один из отряда хочет оставить девушку помирать, а другой (Джокер) думает о том, что неплохо бы отнести ее в госпиталь. В итоге ее просто пристреливают. Довольно неожиданно столкнуться с проявлением человечности в такой обстановке. Однако Джокер (который и убивает молящую о смерти девушку) не совсем характерный для развернувшейся бойни персонаж. Сейчас мне недосуг анализировать его образ. Я скажу только, что пресловутый сержант воспитал его плохо. Из Джокера не вышло машины-убийцы. Вероятно, этот герой со своими тараканами и есть ключик к пониманию замысла Кубрика. А посему, друзья мои, когда будете пересматривать «Цельнометаллическую оболочку», присмотритесь к Джокеру. Прелюбопытнейший тип.

 

33. СТЭНЛИ КУБРИК, «ЦЕЛЬНОМЕТАЛЛИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА», 1987

16.09.2013, понедельник, 19:54

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *