23. СВЕТЛАНА БАСКОВА, «ЗЕЛЕНЫЙ СЛОНИК», 1999

СВЕТЛАНА БАСКОВА, «ЗЕЛЕНЫЙ СЛОНИК», 1999  Самое время окунуть лицо во что-то мерзкое, чтобы очиститься и стать лучше. Впрочем, я не думаю, что «Зеленый слоник» мерзкий фильм. Да, он натуралистичен. Да, здесь едят говно и вынимают кишки из распоротого живота, но я твердо стою на том, что такие фильмы нужны людям. Дело даже не в том, что они направлены против насилия и агрессии. И не в том, что художник имеет право показывать то, что взбредет ему в голову. Оставим эти темы для пустозвонов с радиостанций, которым нечего сказать и которые высасывают темы из пальца. Натуралистичные фильмы начали снимать, как только на свет Божий появилось кино. За «Зеленым слоником» традиция. За ним Антонен Арто, Пазолини и Душан Макавеев. И, пожалуй, я менее всего намерен искать оправдания у тех зрителей, которых воротит от натуралистичного кино. Я намеренно не употребляю термин «порнография», поскольку порнография это немножко другое. В случае с «Зеленым слоником» мы имеем дело с философией, причем с философией весьма печальной. Перед нами два типажа. Одного можно назвать четким пацаном; сегодня это словосочетание общеупотребительно. Второй типаж сложнее. Это добрый человек, который достает окружающих своей непосредственностью и больной психикой. Светлана Баскова одевает типажи в офицерскую форму, отправляет их на гауптвахту, а временем действия делает 1986 год. Добрый офицер доводит четкого пацана до белого каления, после чего обоих начинают избивать другие офицеры, а оканчивается все кровавой баней. Эпитет «добрый» в данном случае не означает «хороший». Добрый офицер тоже плохой, вернее — больной. Но общество любит здоровых людей держать в психушках, а больных в армии. Общество слепо и глухо к страданиям. Больному было бы несладко везде. Тех, кто жрет говно, нигде не любят. Поэтому весь фильм доброго офицера избивают, а вот почему он единственный из всех персонажей к финалу остается живым, надо спросить режиссера. Впрочем, довольно растекаться мыслию по древу. Я обозначил свое отношение к проблеме, и этого хватит. Осталось отметить художественные достоинства фильма. Он снят на аналоговую видеокамеру нарочито грубо. Диалоги нисколько не театральны, потому что все реплики здесь звучат так, как они звучали бы в реальной жизни. Зато эффект получается отличный. Неподготовленный зритель, конечно же, такую чернуху смотреть не сможет. Или воспримет все происходящее как прикол — и это будет его защитной реакцией. А по мне фильм весьма серьезен и умен. Игровое кино может быть каким угодно, в том числе и предельно жестоким. И храни нас Бог от подобного в жизни.

 

23. СВЕТЛАНА БАСКОВА, «ЗЕЛЕНЫЙ СЛОНИК», 1999

27.08.2013, вторник, 08:35

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *