19. ВАДИМ АБДРАШИТОВ, «ПАРАД ПЛАНЕТ», 1984

Парад планетВ одной из предыдущих рецензий я обмолвился, что эта картина закрыла советскую эпоху. Не принимайте на веру. Это я ради красного словца обмолвился. Просто «Парад планет» мой любимый советский фильм, надо было что-то пафосное о нем сказать? Ну так вот. Вчера вечером я обнаружил в библиотеке моего брата сборник сценариев Александра Миндадзе. И тут же прочел «Парад планет», совсем небольшой сценарий. Прочитав, я лишний раз убедился в том, насколько по-разному замышляют один и тот же текст режиссер и сценарист. Абдрашитов изменил почти все, и это касается не только мелких деталей. Однако, друзья мои, обратимся к сюжету столь полюбившейся мне картины. Некий сорокалетний астроном (Олег Борисов) получает повестку из военкомата. Нужно ехать на сборы. Он чрезвычайно радуется предстоящему событию, хотя по одухотворенно-меланхоличной физиономии Борисова этого не скажешь. Повестки получают и его друзья. Их играют Петр Зайченко, Алексей Жарков и Сергей Шакуров. Астроном не встречался с друзьями с момента последних сборов. Теперь он готовит себя к своеобразному приключению; к последнему приключению, потому что сборы эти, скорее всего, заключительные — людей за сорок на сборы не берут. В воинской части к четырем друзьям присоединяются еще двое «вояк» — в исполнении Сергея Никоненко и Александра Пашутина. Далее начинается фантастика, героев понарошку убивают на учениях, и они отправляются путешествовать по материализовавшимся закоулкам коллективного бессознательного, по пути прихватывая нового спутника (его сыграл Борис Романов). Всем героям фильма около сорока лет. Лучшая пора жизни (а может, и не лучшая, кто знает) за плечами. По идее, ничего хорошего от будущего они не ждут. Поэтому так важно попасть в безвременье, где не нужно заботится о завтрашнем дне, думать о семье, искать любовных приключений и изредка бояться смерти. Зритель, надо полагать, прекрасно понимает, что для старых армейских друзей военные сборы это повод расслабиться. Но авторы фильма берут выше. Военные сборы это олицетворение безмятежности и симуляция абсолютного счастья. Необходимо учитывать реалии того времени, когда создавалась картина. Конец застоя и полное ощущение того, что коммунисты никуда не денутся. Для героев «Парада планет» такая жизнь была лишена любых радужных перспектив; лишь свалившаяся невесть откуда на голову повестка дала им возможность забыть и о возрасте, и об опостылевшем быте. Чтобы как следует сформулировать основную идею фильма, нужно крепко поломать голову. Я делать этого не собираюсь, поскольку ощущения на то и ощущения, что их нельзя передать словами. Мои ощущения от фильма настолько насыщены, что, пожалуй, к сказанному я ничего добавлять не буду. Разве что в скобках замечу, что все перечисленные мной семь самураев играют так естественно, что по коже бегут мурашки. Это ли не повод для восторга, коим я и пытаюсь заразить любезного моему сердцу читателя?!

 

19. ВАДИМ АБДРАШИТОВ, «ПАРАД ПЛАНЕТ», 1984

21.08.2013, среда, 08:51

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *