14. СТЭНЛИ КУБРИК, «2001: КОСМИЧЕСКАЯ ОДИССЕЯ», 1968

СТЭНЛИ КУБРИК 2001 КОСМИЧЕСКАЯ ОДИССЕЯПоэт Мирослав Немиров однажды сформулировал замечательную мысль, относящуюся к «Космической одиссее». Он сказал: «Кубрик снял фильм о том, что в космосе очень хорошо, а Тарковский снял фильм о том, что в космосе очень плохо». Словоблудие, конечно, но мы тут исключительно словоблудием и занимаемся. Мне всегда было любопытно, в чем смысл концовки кубриковской «Одиссеи». Или даже не смысл, а что, черт возьми, происходит на экране! Откуда взялась старинная комната? Откуда взялся старик? Летел человек на Юпитер, а попал в какую-то старину. И вот что любопытно. У всех своих знакомых, которые смотрели фильм, я об этом спрашивал. И никто ничего вразумительного мне не сказал. Сейчас мое любопытство частично удовлетворено, потому что я залез в Википедию. Кстати, я не считаю, что Википедией зазорно пользоваться. Бытует мнение, будто Википедия это для дебилов, а нормальные интеллектуалы и так все знают. Ну не снобизм ли? Википедия, друзья мои, это всего лишь энциклопедический словарь. Вам словари не в лом открывать? То-то и оно. И вот залез я в Википедию и посмотрел, что там написано. Написана какая-то хуйня. На самом деле концовку фильма нельзя понимать однозначно, потому что Кубрик этого наверняка не хотел. Не бывает полностью понятых шедевров, а «Космическая одиссея» это, безусловно, шедевр. Фильм очень медитативен. Он требует полного погружения и отвлечения от всех насущных проблем. Недаром ведь Кубрик в 68-м из кожи вон лез, чтобы сделать все эти спецэффекты и смонтировать картину так, что кое-кто уже на пятой минуте засыпает от скуки. Еще Кубрик завещал прокатчикам ни при каких обстоятельствах не дублировать свои фильмы. Может, это и правильно, но я должен сказать, что когда читаешь субтитры, смотреть приходится, увы, не на изображение. А в данном случае хочется смотреть почему-то именно на картинку, не знаете почему? Кстати, это второй фильм Кубрика на моей памяти, в котором русские персонажи по-русски говорят с сильным акцентом. Первый — «Доктор Стрэйнджлав». Это очень обидно, потому что для меня в подобных случаях картина теряет убедительность. Ну а в этот раз фильм я смотрел через пень-колоду, то и дело ставя на паузу. По отношению к шедевру великого Кубрика это преступная халатность. Постараюсь исправиться.

14. СТЭНЛИ КУБРИК, «2001: КОСМИЧЕСКАЯ ОДИССЕЯ», 1968

16.08.2013, пятница, 18:37

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *