137. АЛЕКСЕЙ ГЕРМАН, «ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ», 2013

АЛЕКСЕЙ ГЕРМАН, «ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ», 2013Ничего похожего на последнюю картину Алексея Германа в киноискусстве, да и в искусстве вообще доселе не было. Теперь есть. Когда-то ведь и Венеры Боттичелли не было, а Боттичелли взял да и написал Венеру. Понимаете, к чему я веду? На наших глазах появилось нечто принципиально новое. Появилось то, от чего неминуемо будут отталкиваться следующие поколения художников. И от этого никуда не деться. Да, смотреть фильм тяжело. Да, смотреть его противно. Но столь убедительной и оригинальной картины мира вы все равно не сыщете больше нигде. Искусство не обязано быть доступным и приятно пахнущим. Оно развивается по своим законам. А вперед его толкают проводники, из чьих голов торчат антенны, улавливающие сигналы Небес. Одним из таких проводников был Алексей Герман.

Теперь ближе к делу. Я полагаю, что хитрый сюжет, а вернее, хитрый риторический вопрос, поставленный Стругацкими в их тексте, отнюдь не доминировал, когда Герман замышлял картину. Герману очень хотелось показать Средневековье. Свое Средневековье. Средневековье изображали многие великие художники, и вот Герману захотелось тоже высказаться по этому поводу.

Важно, что действие происходит на другой планете. Не было привязки к какому-то конкретному периоду времени. Это не времена Аттилы и не времена Пипина Короткого и даже не времена Ивана Грозного. Это абстрактное Средневековье, рисуя которое, не нужно глядеть в учебник по истории. Нет христианства и не было античности. Выдумывай не хочу!

От какой печки плясал Герман? Что стоит в основе его Средневековья? В основе — отсутствие гигиены. Герман показывает людей, которые не подтирают жопу и не чистят зубы. (Кстати, на тех, кто чистил зубы, еще в начале XIX века смотрели как на придурков, есть в литературе такие свидетельства.) Так вот. На отсутствии гигиены Герман и выстроил свой мир. Потом приплел неумеренную жестокость. И добавил проблематику, поднятую Стругацкими. Ну и снял всё это так, как до него никто не снимал. И получилось Кино.

Вообще в жизни Герман был человеком, рано растерявшим иллюзии. Скорее всего, он так и мыслил нашу жизнь. Именно так, как показал в своем фильме. Ничего хорошего в такой жизни нет. Есть только звериное желание подольше не подыхать. Потому что еще неизвестно, что ждет тебя т а м. А к говну можно привыкнуть и даже его не замечать, как ни печально это звучит.

О картине Германа критики говорят очень деликатно. Напрямую не хвалят, но и ругать остерегаются. Фильм не то чтобы многих разочаровал, но элементарно не понравился. Но это ничего. Он все равно останется. Дайте срок, и он станет в один ряд наравне с многими шедеврами. И вполне вероятно, что картиной «Трудно быть богом» будут обозначать новую (и потому нам еще не ведомую) веху в искусстве.

 

137. АЛЕКСЕЙ ГЕРМАН, «ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ», 2013

13.05.2014, вторник, 22:25

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *