13. ГОРАН ПАСКАЛЕВИЧ, «БОЧКА ПОРОХА», 1998

ГОРАН ПАСКАЛЕВИЧ, «БОЧКА ПОРОХА», 1998Это еще что. Еще и не такое кино бывает. В демонстрации жестокости Паскалевич, конечно, некоторых товарищей (вроде Невзорова с его «Чистилищем») не переплюнул. Но чувство некоторого смятения после фильма все равно остается. Дело происходит в Сербии после гражданской войны. На улицах царит беспредел. Ряд отморозков портит жизнь другим отморозкам и честным гражданам. Фильм состоит из новелл, которые композиционно сшиты достаточно криво. Но это, как в старину говаривал русский мужик, не беда. Главное, что хорошо передана атмосфера. По ночному Белграду слоняются очень злые люди. Есть такая профессия — злой человек. И Паскалевич с дотошностью доставшего всех препода природу этого зла исследует. Чем плохи злодеи из его фильма? Вернее так. Почему они плохи? Тут можно только развести руками. Кто ж их знает? Послевоенная атмосфера располагает к ненависти. А можно сказать, что эта самая атмосфера обостряет злобу, до того таившуюся где-то на дне жалкой душонки. В фильме много матерятся (по-сербски) и много грустят. Есть сербам от чего материться и грустить. Людям, выросшим в России, фильм, разумеется, будет понятнее, чем зрителю из княжества Монако. Русские тоже злые. Здесь тоже ходят отморозки по улицам. Здесь тоже была война. Но вообще балканская злость это нечто особенное. Она типа даже пугает. А балканский колорит добавляет в эту бочку пороха ложку бензина. Сплошные небритые рожи (это, наверно, мода такая), потные тела, испуганные глаза. Должно быть, в странах бывшей Югославии этот фильм сильно ценят. И все же ценить его следует не за откровенность авторов, а за то, что сведущие люди называют экшеном. Как ни крути, а «Бочка пороха» это развлекательный фильм. Насилие здесь не зашкаливает. Зрителя нужно слегка встряхнуть, а после дружески похлопать по щеке. Этим и занят Паскалевич. Пусть его творение в своей основе трагично, но мы видали и не такое. А на «Бочке пороха» люди не прочь расслабиться, утонув в кресле кинозала, чтобы потом, выйдя из кинотеатра, многозначительно сказать: «Да… дела». А что? Конечно, дела. Но ведь интересно было? А если интересно, значит не очень-то и страшно. Значит, вместо крови был кетчуп, а пистолеты стреляли холостыми. Спектакль он и есть спектакль, хотя бывает, что и от спектаклей люди сходят с ума.

 

13. ГОРАН ПАСКАЛЕВИЧ, «БОЧКА ПОРОХА», 1998

15.08.2013, четверг, 05:12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *